Свадьба – это общее действо!

Автор: Светлана
Готовиться действительно надо сильно заранее, как минимум за несколько месяцев.

 

Подготовка

Платье я решила шить у портнихи, перемерив множество в разных салонах и не найдя ничего подходящего. Модель мы разрабатывали с ней вместе, материалы были ее. В итоге получилось даже несколько дешевле, причем вместе с фатой и прочими необходимыми аксессуарами. Остались даже еще цветочки для прически, все в одном стиле!
Туфли – замечательные, кружевные, точно моего размера «с половинкой», за смехотворную цену мы купили в Ярославле в одном из центральных обувных магазинов еще на масленицу. Там выбор был гораздо лучше чем в Москве.
Прическу я делала в парикмахерской недалеко от дома у замечательного стилиста. Она очень здорово почувствовала, что я хочу (хотя словами я этого не совсем могла сформулировать).
Подруга дала мне накидку, которую ей вязала крючком сестра – за несколько дней до свадьбы стало ясно, что будет дико холодно (было +6) и целый день проливной (!) дождь. Срочно накануне купили огромный зонт-трость в Олимпийском при входе в магазин «Фамилия». Он весьма пригодился…
Букет невесты и украшения для свечей (вместо «платочков») нам делала одна прихожанка нашего храма, флорист, которая обычно делает букеты перед аналоем в храме.
Приглашения мы разослали по электронной почте – текст на фоне нашей фотографии (делали в почтовой программе в компьютере Мак). Получилось очень красиво. На западе гости обязаны подтвердить, придут ли они, не позднее чем за две недели до свадьбы. У нас желательно хотя бы приблизиться к этому, иначе мы не могли определиться, сколько у нас будет гостей – 50? 100? 200? Сколько столов ставить, на сколько человек готовить трапезу?


День свадьбы

Мы подумывали организовать «выкуп» в доме невесты и потом ехать вместе в одной машине. Но в храме (мы венчались в храме сщмч. Антипы в Колымажном переулке) нам сказали: что вы, какие могут быть игры перед венчанием? Все «игры» только после венчания. Но после – выкуп как-то уже не вписывался, поэтому пришлось отказаться от него совсем. И вправду, зачем он нужен – языческая традиция. Из-за него столько людей пропускают воскресную литургию – вещь гораздо более важную.
Увы, правда, невесте пришлось пропустить литургию в любом случае – на раннюю она была неспособна встать, очень устала, а во время обычной ей делали прическу и одевали… Однако жених и невеста все-таки причастились вместе накануне, в субботу, причем даже вместе со своими родителями!

Итак, в храме нам посоветовали сделать так (в этом храме так проходят все венчания): Жених с родными приезжает раньше (в идеале остается после литургии и ждет, как у нас и было), ему дают букет для невесты, он с этим букетом стоит и ждет наверху лестницы (там такая высокая лестница, ведущая с улицы прямо в храм на второй этаж). Приезжает кортеж невесты, невеста с отцом (если он имеется…) под руку поднимается по лестнице, жених вручает ей букет, и они вместе входят в храм. Вслед за ними входят гости, которые ждут на улице. Нам сказали, что именно так до революции начиналось венчание – жених встречался с невестой только в храме, а никак не дома. И только потом уже они как муж и жена едут вместе в одной «карете».

Машина у нас была просто машина друга. Я сама сделала украшения-кольца (из больших «пялец» и лент). Для родных заказали микроавтобус, чтобы отвезти их из храма в трапезную (была еще запланирована прогулка, но из-за дождя ничего не получилось, только заехали в родной Татьянский храм.

 

Организация банкета

Банкет проходил в трапезной ПСТГУ на Новокузнецкой. Мне как преподавателю благословили туда бесплатно (нужно было только пожертвовать кое-что из утвари, в этой трапезной вся посуда пожертвованная), но недавно еще одна пара провела там свадьбу, не имея отношения к институту, видимо, они как-то смогли договориться.
Гостей у нас было больше 100 человек… На трапезу мы пригласили ВСЕХ. Хотя угощение было достаточно скромным, но мы стояли перед выбором: либо хорошо угостить малое количество человек (в ресторане, например), либо сделать вот такую большую и веселую свадьбу и пригласить всех наших друзей, родных, студентов, которых у нас вот так много, и никого не обидеть. Как-то язык не поднимается сказать, что вот мы тебя приглашаем на венчание только, а на банкет – только избранных. И потом нам очень хотелось, чтобы все эти люди что-то нам сказали, какие-то пожелания, чтобы приобщились к нашему празднику, потому что свадьба – это не только для нас, это такое общее действо.
«Эконом-меню» помогла нам составить бухгалтер трапезной, она же дала множество практических советов по организации трапезы. Мы договорились с 2 поварами там; накрывать стол и готовить и украшать зал помогли друзья. На основе меню составили список продуктов и прочего (например, бумажные скатерти, салфетки, одноразовая посуда), за 3 дня закупили все это в Ашане. Скатерти нашлись только в «Метро». 3-этажный торт испекла подруга, спаси ее Господи, она же испекла и пирожные. Другая подруга испекла пироги.
Перед входом в трапезную нас встречали родители с караваем (каравай заказали в киоске у Храма Христа Спасителя) на красивом подносе и полотенце с петухами.

 

Застолье

«Тамадой», а точнее, ведущим (как-то тамада, имхо, немного пошло звучит) у нас был друг. Еще у нас был гармонист.

Я составила такой «песенник», где были слова песен, которые хотелось бы, чтобы гости спели – а то очень часто слов не знают, хотя петь хотят. Там были и русские народные веселые (не «Ой, да не вечер» или «Любы братцы любо»), советские всякие мелодичные про любовь, из фильмов и мультиков, даже на английском языке. Попросили друзей, кто может, распечатать как можно больше экземпляров и скрепить степлером. В итоге у нас получилось по экземляру на 2-3 гостя. Нам потом говорили, что это совместное пение очень всех сплотило, хотя там было там много разных незнакомых людей за одним столом.

Также просили друзей, кто умеет петь, танцевать и т.д., по «заказу» нам спеть что-то конкретное.

Еще у нас была общая чаша – «братина». В такой большой деревянной чаше (мы просто купили «хохломскую» в Измайлово) было налито вино, и чаша передавалась от одного гостя к другому. Каждый должен был отпить глоток вина (ну или не отпивать, если он не пьет, это просто символически) и сказать нам несколько слов, затем передать чашу следующему. Таким образом, почти все гости получили возможность что-то сказать, даже самые стеснительные, а мы получили возможность всех послушать. Это было самое ценное в застолье.

Еще мы пустили по столам красивую тетрадку, ручки и фломастеры, чтобы гости написали нам что-то на память (или нарисовали)…

Еще у нас были русские танцы под гармонь, и вальс, и плясовые игры.

Друзья подготовили для нас слайд-фильм, сделанный из наших детских фотографий, с очень забавной музыкой, хотя, к сожалению, показать его не успели..

Фоновую музыку тоже нужно подготовить заранее – такую, какая во вкусе молодых, бодрую и ненавязчивую.

Когда так много народу, обязательно нужны радиомикрофоны, причем лучше больше одного.

По каждому из вышеуказанных пунктов нужно заранее назначать ответственного (из друзей и родных): кто помогает принимать цветы, подарки, везет их на машине в трапезную, потом домой, кто потом ставит цветы в ведра в красивом месте, кто дает маме каравай и соль (маме уже не до чего), кто забирает иконы из храма, после того как мы уедем (мы в итоге их так и забыли в храме на аналое), кто отвечает за блокнот с пожеланиями, за раздачу песен и т.д. Хотя накладки и сбои все равно будут неминуемо.